КАК ПОЯВИЛАСЬ ТВОЯ КОФЕЙНЯ?
Все получилось довольно спонтанно. Я часто прокручивал в голове эту возможность, но понимал, что это что-то слишком сложное. Но однажды я столкнулся с форматом кластера, новым на тот момент, и загорелся идеей открыть маленькую кофейню в подобном месте. В социальных сетях увидел новость, что открывается пространство «Флигель», а в нем сдается помещение размером восемь квадратных метров. Уже на следующий день я его снял. Я не относился к этой идее слишком серьезно. Это было чем-то из разряда “не попробуешь — не поймешь”.
В то время в Петербурге почти не было локальных кофеен. Я понял, что «выстрелил». Конечно, я часто прокручиваю в голове, что было бы, если бы я не сделал этот шаг тогда. Возможно, моя жизнь вообще бы повернулась другим боком. Но сейчас, спустя почти семь лет, это место стало родным. Тем более, я здесь работаю каждый день.
Было всякое. Во время кризиса в 2014 году пришлось даже жить в кофейне полгода: ночевал и работал. Было очень забавно, что в любое время ко мне могли постучаться в окно и попросить кофе. И я был не против этого. Первые пару лет я был энтузиастом, которому все по кайфу. Потом наступила стадия отрицания. Думал, что вообще куда-то не туда втянулся. А сейчас пришли спокойствие и принятие.
ТЫ ВСЕ ВРЕМЯ РАБОТАЕШЬ ОДИН И БЕЗ ВЫХОДНЫХ?
У меня были моменты, когда брал сотрудников. Но понял, что я не управленец. Да и меня настолько затянула работа за стойкой, что я разучился отдыхать. Я обычно отшучиваюсь, что у меня выходные по ночам. Здесь я уже такой “источник притяжения”: мне не нужно идти к друзьям или куда-то ехать — все приходят сами, в том числе из других городов и стран. За моей стеной была студия звукозаписи, и ко мне заходили на кофе знаменитости: от Димы Маликова до молодого состава PINK FLOYD, с которым Роджер Уотерс катался с туром по всему миру. Специально привлечением трафика не занимаюсь, да и не планирую пока. Я убежден, что те, кому нужно, сами меня найдут.
Меня часто спрашивают: А как же путешествия? А как ты расслабляешься? Я понимаю, как устроена моя психика, и мне комфортно. Я ищу удовлетворение внутри себя, а не во внешнем мире. Хоть он и невероятно большой, но все-таки ограниченный: дом, город, планета Земля… Со стороны можно сказать, что каждый мой день — “день сурка”, но я с этим не соглашусь.
ТВОЯ КОФЕЙНЯ БЫЛА ОТМЕЧЕНА В КОНКУРСЕ НА ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН. ТЫ САМ ЗАНИМАЛСЯ ЕГО СОЗДАНИЕМ?
Это уже мое третье помещение во «Флигеле». Первая кофейня была таким «котиком» — маленькой, уютной и очень домашней. Тогда был тренд на hand-made. Я построил ее буквально из строительного мусора: в кластере у многих был ремонт, я собирал доски и колотил мебель.
Перебравшись в помещение побольше, я подружился с дизайнерами, которые помогли мне создать новый образ. Я вдохновлялся тогда японскими и корейскими кофейнями, и мы воплотили что-то похожее. Среди заведений общепита заняли второе место в Петербурге в конкурсе дизайна ADD AWARDS.
ДИЗАЙН ВСЕГДА ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ МЕСТУ И ОКРУЖЕНИЮ.
Тогда я этого не понимал, но сейчас считаю, что дизайн должен всегда соответствовать месту и окружению. Когда я сделал тот дизайн, чувствовал себя будто уголком роскоши посреди барахолки. Это все, конечно, было очень красиво, но неуместно. Некоторые люди даже боялись заходить, потому что слишком все стерильно выглядело. Я понял, что даже моя “лохматость” несопоставима с этим интерьером. Когда переехал в третье помещение, уже не хотелось этой вычурности. Хотел сделать все максимально просто, потому что это соответствует кластеру и моему внутреннему ощущению на данный момент.
А КАК МЕНЯЛОСЬ ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОФЕ?
Я не могу сказать, что люблю что-то определенное. Вкусы постоянно меняются: порой хочется кислотности и яркости, а иногда с удовольствием могу испить чего-нибудь “сугубо итальянского”, и этот эспрессо сочту великолепным.
Я ПРОШЕЛ ЧЕРЕЗ ВСЕ СТАДИИ СНОБИЗМА И ПОНЯЛ: ЛЮБОМУ КОФЕ — БЫТЬ.
Я не занимаюсь маркетинговыми исследованиями, а просто делаю так, как считаю нужным на данный момент. От сердца. Завтра всё может поменяться. Есть такое слово — “переобулся”, которое часто воспринимают в негативном ключе. А по-моему, это здорово — постоянно что-то менять. Это может быть взгляд на жизнь, а может — зерно в бункере.
ЭТО ЗДОРОВО — ПОСТОЯННО ЧТО-ТО МЕНЯТЬ.