__________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ COOKIE
Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных.
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ COOKIE
Cookie Settings
Cookies necessary for the correct operation of the site are always enabled.
Other cookies are configurable.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
ЛЮДИ

НЕТ КУЛЬТУРЫ — НЕТ РАЗВИТИЯ

В небольшой уютной мастерской на Петроградке среди десятков цветных баночек и кистей, черно-белых набросков и ярких полотен создается искусство. 

Алёна Коган — автор крупноформатных арт-объектов и тотальных инсталляций в жанре site-specific. За чашечкой кофе на крыше петербургского дома мы поговорили об искусстве, предназначении человека и волшебном городе. 



ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ


Мои родители работали преподавателями на первом в стране факультете вычислительной математики и кибернетики в Горьковском университете. Как все «шестидесятники», они мечтали построить мир, основанный на технологиях, а физику считали "царицей наук". Я с детства была очарована их рассказами о физических открытиях, запусках новых ракет, технологических прорывах и заряжалась этой энергией познания мира с помощью естественных наук. Когда ребенок растет, он слышит от своих родителей о разных мирах
и присваивает их себе. Неудивительно, что я пошла по их стопам.

Все страшные рассказы об ужасах советской школы прошли мимо меня. Мне было довольно просто понять, выучить, запомнить и рассказать. Школу я закончила с медалью, в университете учиться было легко. Позже я поняла, что так часто бывает, когда человек воспринимает информацию поверхностно. Известная студенческая формула: выучил, сдал, забыл. Не помню, когда пришло осознание, что я не хочу заниматься математикой. Наверное, курсе на втором, когда я впервые серьезно задумалась о будущем. Я начала искать.

Мой дед был художником и с самого детства учил меня рисовать. Он был «наблюдателем» и вдохновлялся тем миром, который видел, старался максимально тщательно разглядеть
его и бережно перенести на холст. Дед хотел поделиться со мной своим чувством и учил так, как видел сам — долго и внимательно рассматривая. Поэтому объектами моего рисования в детстве были чайники, букеты цветов и даже чучело вороны. Мне было не просто скучно. Мне было адски скучно! Настоящее мучение! Кстати, позже, когда я уже училась в Мухинском училище ("Мухе"), могла упоенно рисовать натюрморты часами. От ощущения, что на плоском листе под твоими руками создается объемное изображение, возникал необыкновенный драйв. Иными словами, всему свое время. В детстве неживые предметы не имели образа, и рисовать их не хотелось. Хотелось придумывать миры. Вспомнив рисование ворон и чайников,я решила, что художником не стану, и придумала себе замену. Стану искусствоведом! Мне было бесконечно интересно бродить по полупустым залам художественного музея, вдыхать запах картин, разглядывать пожелтевшие холсты и фантазировать о том, как и кем они создавались.


ВЕКТОРЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ И ИСЧЕЗАЮТ. НО ТЫ ИХ ПОМНИШЬ ВСЮ ЖИЗНЬ.


В тот момент я искренне считала, что, безусловно, напишу свою историю искусств, проникну в тайну творчества и буду рассказывать людям, о чем думает художник, когда создает свою картину. Я серьезно взялась за дело. Прочитала огромное количество книг, отучилась на нескольких курсах, стала экскурсоводом в Горьковском художественном музее, подготовилась к поступлению в Академию художеств. Тем не менее, я окончила с отличием университет и на год по распределению оказалась в Москве на работе, где была совершенно не нужна. У меня были огромная по тем временам зарплата и уйма свободного времени. Я не вылезала из театров, библиотек и музеев, а в доме пачками лежали книги. Меня увлекала новая профессия, я наращивала информацию и воспитывала чувства. Будущее было интересным и понятным. И вдруг, как в сказке, непонятно откуда и неизвестно зачем в твоей жизни появляется событие, которое дает тебе некий знак. Или человек, которого ты не знаешь, возникает в твоей жизни и говорит такие нужные и правильные слова, что твоя "точка отсчета" одномоментно меняет локацию. Это векторы. Они появляются и исчезают. Но ты их помнишь всю жизнь.


НЕ ХОЧУ БЫТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕМ. ХОЧУ СОЗДАВАТЬ


Мы встретились на каком-то небольшом и очень богемном концерте. Жаль, но я не помню ни ее лица, ни имени. Помню только, что она была довольно известным театральным критиком. Выслушав мои восторженные тирады, она сказала: "Итак, ты хочешь быть искусствоведом. Первое: история искусств изучена уже вдоль и поперек. Второе: извне проанализировать рождение творческой мысли невозможно. Чтобы только попытаться понять, что происходит в голове у художника, когда он подносит кисточку к холсту, нужно либо родиться в семье хранителя Эрмитажа, как Константин Сомов, и взрослеть в мире скульптур и картин, либо стоять за спиной работающего художника и вглядываться в каждую деталь: как он касается кисточкой холста, как вытирает ее о штаны, как пьет пиво и выбрасывает банку в мусорный бак, как читает книжку. Тебе нужно пролезть в его голову, попасть туда внутрь и понять, в какой момент происходит рождение замысла и как это отражается на холсте." Для меня эти слова были ключевыми — тот самый вектор, который меняет все. Не люблю привлекать эзотерическую терминологию, но тогда было ощущение, как будто открылся канал. Я вдруг отчетливо осознала, что не хочу быть наблюдателем, не хочу присутствовать при рождении чуда. Я хочу создавать. И на следующий день уже рисовала в студии ДК Горбунова — легендарной "Горбушки". Я рисовала везде. Ходила в студии рисовать постановки и наброски, бегала на этюды. Были созданы тонны натюрмортов — призраки нелюбимых в детстве чайника и вороны не смущали. Пришло ощущение правильного выбора, когда не существует вопроса "Что же я буду делать дальше?", а есть только азарт познания и новых открытий.




Я ВИДЕЛА ЦЕЛЬ И БЫЛА ВДОХНОВЛЕНА


Я приехала в Ленинград в 1989 году. Девяностые сложно представить человеку, который тогда не жил. Мысль о съеме квартиры или комнаты просто не существовала. Нужно было получить прописку и устроиться на работу за какое- нибудь жилье, чтобы иметь возможность готовиться к поступлению в вуз. Тогда в Петербурге была лимитированная прописка, которую могли получить только люди низкоквалифицированных или рабочих специальностей. Для людей с высшим образованием лимит был закрыт. Ровно неделю я проработала на ВОХРе в Медвежьем стане, где под открытым небом склады с оружием охраняли девочки и мальчики — абитуриенты Академии художеств, "Мухи" и Института Культуры. Это было очень интересное сообщество, до сих пор где-то в сети существует сайт о творческой ВОХРе Медвежьего стана. Мне выдали шинель и ружье. Сутки через двое мы стояли на вышке в лесу, а в промежутках бегали в художественную студию рисовать. Через неделю меня выгнали за "излишки образования".

Мы с подругой устроились дворниками и жили в гигантской шестикомнатной квартире во внутреннем дворе полностью расселенного дома на улице Чайковского. Кололи лед и рисовали по двенадцать часов в сутки: в студиях, на курсах, в институте вольнослушателями, на пленэре. Меня не смущал выход на улицу с ломом ледяной ночью. Это было в контексте идеи. Многие говорят, что девяностые годы — это кошмар. Для меня этого негатива как будто не существовало. Я видела цель и была вдохновлена.В нашем дворе находилось отделение Ленинградского рок-клуба "НЧ/ВЧ". Из окна мы видели концерты лучших питерских рок-групп. Жизнь была прекрасна! В общем, я из "поколения дворников и сторожей".

В 1991 году я поступила в "Муху". Ни разу не пожалела о том, что сделала этот выбор. Математика, философия, искусствоведение и даже ворона с чайником из моего детства — это все моя золотая коллекция, которую я берегу, и пользуюсь ей в своей работе. Мои учителя всегда со мной. А еще со мной прекрасный город — мое место силы, которое можно любить бесконечно. Я видела много городов в мире, но Питер для меня лучший: с этим перламутровым небом в белые ночи, темнотой в ноябре и запахом кофе.



О ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Я все время работаю в формате лаборатории. Мне нравятся идеи, находящиеся на грани пересечения направлений, материалов и сред. Сейчас я занимаюсь site-specific инсталляцией, в которую интегрирован человек. Это объекты, адаптированные к месту, как ключ к пространству, раскрывающий его еще больше. Человек, входя в инсталляцию, становится ее частью: он и зритель, и участник, и объект. По сути, это что-то среднее между архитектурой, сценографией и иммерсивным театром.

За последние пять лет лет я участвовала в двадцати европейских фестивалях и в шести российских. А в этом году прошла конкурсный отбор на фестиваль Burning Man. Я и моя команда планировали строить проект в пустыне Black Rock. Но, несмотря на то, что наши планы, как и планы многих людей на планете, нарушила пандемия, а фестиваль переносится
на следующий год, организаторы приглашают всех отобранных художников к участию в 2021 . Так что мы планируем построить наш проект на Playa в следующем году.



СХЕМА РОЖДЕНИЯ НОВОГО МИРА

Санкт-Петербург, Музей стрит-арта



РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА


Процесс рождения замысла и его построения сложный и стохастический. Он может идти разными путями. Я всегда делаю работу "о чем-то", мне неинтересно делать "что-то". Мне неинтересен предмет, мне интересно явление или событие и философское осмысление его. В базовом восприятии мира любым человеческим существом лежит эта философия: мы пытаемся понять устройство вселенной и найти свое место в ней. Мы видим события,
явления и предметы. Они нас удивляют, вдохновляют, возбуждают, порождают цепь ассоциаций. Бесполезно искать начало, оно может быть разным. Я нахожу в пространстве специфические эмоции вместе со смыслом, визуальным отображением, светом и звуком. И все это в комплексе — вдохновение. Почему художники исторически всегда были
вне общества? Акт творения, рождение замысла — божественное действие.

C одной стороны, художник — чудо, а с другой — патология. Находясь в потоке образов, невозможно коррелировать свое сознание с действительностью. Ты вне игры. Хотя бы на время создания проекта. Печально, но это правда.


С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ХУДОЖНИК — ЧУДО. С ДРУГОЙ — ПАТОЛОГИЯ


Маленькие дети все рисуют. Только для них рисование — не акт творчества, а процесс познания. Точно так же они ощущают свои ручки, ножки, голову, мир. Это есть в каждом человеке. Детям до одиннадцати лет ни в коем случае нельзя объяснять, как нужно рисовать. Потому что то, что делают они, к художественному произведению не имеет никакого отношения. Они делают это интуитивно. Только чуть позже ребенок хочет научиться рисовать похоже.

Многие удивляются, зачем современному художнику владеть классическими технологиями. По-моему, это совершенно непрофессиональное мнение. Ты не можешь создать что-то, не умея этим пользоваться. Эра фотографии отодвинула в прошлое попытки максимально реалистично отобразить увиденное. На первый план выходит то, что формирует художественный message. Вопрос, философская проблема, эмоция — все это можно выразить любыми средствами и вызвать у зрителя ответную реакцию. Но! (и это очень важное "но") чтобы это выразить визуально, надо владеть техникой визуального проектирования. А это классическое образование. Иначе говоря, можно
не ходить на штудии, но композиционным техникам учиться необходимо.


ИСКУССТВО — ЭТО ДРУГОЙ ВЗГЛЯД


Искусство — это другой взгляд. Оно позволяет посмотреть на мир иначе. У каждого из нас с годами складывается система представлений. Люди — вербальные существа. Умение образно мыслить и рождать из этого другие истории отличает человека от всех существ. Мы знаем, что небо голубое, что есть гравитация и земля внизу.

Но кто-то другой все видит иначе. И этот акт внедрения пародоксальной мысли в существующую систему ценностей может толкнуть в развитии закостеневшую систему. Искусство нужно для этого. Мы все хотим эмоций. Даже в первобытных обществах не довольствовались одной добычей еды, организацией ночлега и рождением детей — мы видим это по сохранившимся работам. Показатель успешности любого общества — это его культура. То, что переводит нас от бытового существования и пролонгирует развитие. Нет культуры — нет развития.


НЕТ КУЛЬТУРЫ — НЕТ РАЗВИТИЯ.

ГОСТИ