На уроках биологии рассказывают, что обоняние дано нам, по сути, для сохранения жизни. Запах помогает понять, съедобен ли предмет, где мы находимся, как давно произошло событие, приятен ли собеседник или обстановка. И чем более опасна среда, тем сильнее развито обоняние. Вспоминаем хищный мир: даже у рыб оно в разы сильнее человеческого. А что у нас? А у нас помимо носа есть органы слуха, вкуса и осязания, которые с ходом эволюции заняли важную позицию. И изучить их оказалось более простой задачей. По крайней мере, исследования в этих областях обла- дают уверенными заголовками, врачи успешно помогают людям вновь видеть и слышать, и не вызывает сомнений, что человек различает около 7,5 миллионов цветов и 340 тысяч звуков!
Поверьте, над секретами органа обоняния эксперты трудятся не меньше. Но вот в чем загвоздка: нос работает не так, как его соседи. Например, обонятельная информация попадает в мозг неравномерно, с паузой между вдохом и выдохом. Отслеживать ее изменения и концентрироваться становится тяже- лее. На примере кофе или вина: сначала сделайте первый вдох над только что налитым напитком, а затем — второй и третий. Скорее всего, вы почувствуете разные ароматы — будут меняться не только группы пахучих веществ, но и их восприятие. Во-вторых, не все то аромат, что входит через нос!
У человека (возможно, это только наша особенность) есть два вида обоняния: ортоназальное (через носовую полость) и ретроназальное (через ротовую полость). Последнее возникает во вре- мя выдоха, когда вихри воздуха дают аромату пищи подняться на обонятель- ный эпителий прямиком в нос. К слову, доказал это Гордон Шеперд, чью книгу «Нейрогастрономия» вы наверняка читали. И еще один факт: ученые все еще спорят, как вообще рецепторы носа распознают пахучие вещества,но не сомневаются, что повседневные ароматы — это результат реакции групп рецепторов на группы пахучих веществ. Уже запутались? Тогда финальный аккорд. Человечество все еще не придумало слов, которые мы могли бы с точностью использовать для описания запаха.
Приведу сравнение
Про цвета мы говорим: яркий, синий, пастельный, холодный и даже дополни- тельный (художники улыбнулись).
Про звуки: громкий, резкий, долгий, открытый, низкий.
А что об аромате? «Хм..Ну, такой, ээээ...сильный. Что-то напоминает... На языке вертится!» Что же делать?
Я бы не стала срочно ударяться в поиски научных статей — ответы кроются внутри. Скажите, как давно вы правда ощущали (подчеркиваю) аромат? До глубины души, каждую ноту? Уверена, найдутся любители приню- хаться, но все же большинство скорее просто живет со своим даром, игнорируя его мощь.
УПРАЖНЕНИЕ
Выберите пять вещей / продуктов / событий и опишите их аромат максимально развернуто. Начнем с простого — только откушенного яблока. Опирайтесь на следующую систему:
Интенсивность:
яркий, резкий, объемный, тяжелый, грубый, интенсивный ИЛИ легкий, деликатный, спокойный, плавный, ненавязчивый, мягкий, еле заметный.Продолжительность:
долгий, назойливый, стойкий ИЛИ короткий, мимолетный, непродолжи- тельный.Балансовая принадлежность: сладкий, кислый, горький, соленый.
Характер:
растущий, щекотливый, искристый, многогранный, многослойный, сложный, комплексный, динамичный ИЛИ плоский, пустой, нейтральный.Оценочное суждение:
приятный, привлекательный, позитивный ИЛИ неприятный, отталкивающий, негативный.Так яблоко пахнет ярким, сладким, искристым, сложным ароматом, который вспышкой оседает на рецепторах и плавно, деликатно уходит. Хорошо, а теперь добавим цвета. Вы же не станете ограничивать вторичные сигналы, которые дают соседние органы чувств при ощущении аромата? Лучше закрыть глаза, чтобы не отвлекаться и осознать их.
Цвет:
чистый, прозрачный, ясный, свежий ИЛИ грязный, блеклый.Теплота:
холодный ИЛИ теплый.Мое яблоко обладает чистым, свежим, холодным ароматом (описываю зеленое). Неплохо, но все же добавим еще одну описательную характеристику — букет. Это спектр ароматических нот, присущих всему на свете. Не стоит стесняться или отговариваться малень- ким опытом, вам все подвластно. Советую обратиться к уже сформиро- ванному описанию цвета: позвольте себе пофантазировать, с какими продуктами / вещами ассоциируются подобранные цвета? И все-таки подсказка:
Натуральные ароматы:
цветочный, древесный, травяной, фрук- товый, ягодный, ореховый, бобовый, пряный.Синтетические ароматы:
медицинский, металлический, жженый, торфяной, резиновый.Состояние:
спелый, свежий, печеный, копченый, затхлый, гнилой.Такая цепочка поможет понять, что именно напоминает аромат теперь? То же яблоко уже вберет в себя пере- плетение травяных, грушевых, дынных оттенков, немного персика и мяты. Исчерпали ли мы себя? Конечно, нет! Это ведь только ортоназальные ощущения, а теперь то же самое про ретроназальный аромат. Вы удивитесь, когда осознаете, как сильно одно яблоко может раскрываться разными зонами обонятельного эпителия. Кстати, внутренние куда более восприимчивы.
И последнее: попробуйте привязать аромат к воспоминаниям. Пусть это яблоко напомнит вам поездку в деревню, в желтый домик с голубыми ставнями, прогулки под открытым звездным небом и пар от бани, которая стоит, оперевшись на вековую яблоню. Теперь вы ощутили все!