__________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ COOKIE
Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Принять все
Настройки
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ COOKIE
Cookie Settings
Cookies necessary for the correct operation of the site are always enabled.
Other cookies are configurable.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
ЗНАНИЯ
Чай

ЭВОЛЮЦИЯ ЧАЙНОГО ПАКЕТИКА

Многие привыкли пить чай в пакетиках: залили кипятком, подождали пару минут и готово! Такой способ приготовления кажется нам многовековой классикой, но, на самом деле, его история насчитывает немногим больше столетия.

От XIX века до наших дней: о том, как менялись чайные пакетики, рассказывает чемпион России (TMCR 2018) и призер мирового чемпионата по приготовлению чая (TMCI 2018), сертифицированный судья TMC Russia Полина Сагара.




РОССИЯ ЧАЙНАЯ


О том, что чай можно положить в ткань, завязать кулёчком, обернуть тесьмой и погрузить в самовар, русские люди знали ещё в XIX веке. Такой вариант приготовления чая на большую компанию был самым удобным, когда не хватало объёма заварочного чайника. Мешочек из ткани удерживал чаинки и в то же время позволял им как следует экстрагироваться. Запись об этом способе заваривания можно найти в книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» 1861 года, рецепт № 3495. Книга была практически настольной у каждой хозяйки. Делаем вывод: такой рецепт известен всем любителям чая в России давно. 

Однако чай, упакованный в мешочек, никто не продавал. Он был рассыпным, цельнолистовым ­— от одного до четырех сантиметров в длину. В Россию чай шёл через приграничный город Кяхта и получил имя «кяхтинский». Сухопутный способ транспортировки из Китая был хоть и долгим, но позволял довезти его в хорошем состоянии. В Европе
и Америке кяхтинский (или русский) чай ценился очень высоко.


АМЕРИКАНСКИЕ РЕСТОРАТОРЫ


В 1904 году Томас Салливан, продавец из Нью-Йорка, отправил рестораторам чай в маленьких шелковых мешочках. По одной версии, это были образцы, элегантно упакованные для транспортировки, но не предназначавшиеся для заваривания вместе с упаковкой. По другой — Салливан предполагал, что чай заварят прям в мешочках. В любом случае, рестораторы оценили удобство приготовления чая таким способом — не нужно ничего отмерять ложкой и чаинки легко извлекаются из чайника ­— и начали заказывать
у Салливана чай именно в мешочках.

Почти сразу шёлк заменили на марлю, потому что дешевле, и дело пошло! Спрос среди рестораторов был невероятный. Мешочки делали разных размеров: большие для заваривания в чайнике, маленькие — для чашки. После и магазины стали продавать чай в индивидуальной упаковке, а потребители тоже оценили удобство — пить чай дома стало гораздо проще. Теперь пакетик можно вытащить из настоя, когда плотность вкуса становится подходящей, и лист не перезаваривается.

В начале XX века в Америку привозили чай из Европы, а туда, в свою очередь, он попадал из Китая, Индии и с острова Цейлон по морю. Из Китая везли зелёный, чёрный и улуны. В Индии британцы активно производили чёрный чай. На острове Цейлон чайная индустрия только начала развиваться: американцы, британцы и другие предприимчивые граждане делали чёрный чай. По-прежнему ценился цельный лист и золотистые чайные почки.


ДАВИТЬ, РВАТЬ, СКРУЧИВАТЬ


Любовь к чаю не раз оказывалась причиной технического прогресса: одни только быстроходные клиперы чего стоят! Так и машины для фасовки чая по пакетикам довольно быстро появились в начале XX века. Марлевые мешочки сменились бумажными
из манильской конопли, а после — на фильтровальную бумагу.

Но не всегда плоды прогресса мы можем однозначно оценить позитивно. Спрос на чай стал таким высоким, что в 1930 году появилась новая технология изготовления чая — СТС или гранулированный чай (от английского Crush, Tear and Curl — «Давить, рвать, скручивать»). Это важная веха в истории чая — целостность листа (а значит, и его богатый аромат) перестала быть ценностью. В приоритете объём производства, низкая стоимость и кофеиновый всплеск производительности труда.

Эту технологию изобрёл британец Вильям Маккетчер. СТС — полностью автоматизированное производство чая, без использования ручного труда. Это, конечно, удешевляет производство, даёт стабильный результат, но низкое качество продукта. При такой технологии чайный лист собирают машины: они состригают всё подряд, а не только молодые и красивые листочки и почки. Всю собранную зелёную массу перетирают до состояния однородной каши и формируют гранулы, при этом выделяется много сока и окисление происходит интенсивно. А после — финальная сушка и сортировка готовых гранул по размеру.

Сейчас по этой технологии производят чай в основном в Индии и странах Африки. Гранулы завариваются очень быстро и дают настой яркого красно-коричневого цвета. Как правило,
терпкость у такого чая интенсивная, и в напитке много кофеина. Поэтому такие чаи идеально сочетаются с молоком и сахаром в качестве сопровождения к «нехитрой» еде. Никакой самостоятельной гастрономической ценности такой чай не несёт: если мы нарушаем целостность листа, аромата остаётся мало. Однако именно гранулированный чай стали активно использовать для производства пакетиков.

К 1950 году уже появились машины, которые фасовали до 160 пакетиков в минуту. Компания Teekanne запатентовала двухкамерный чайный пакетик, который закрывался металлическими скобами ­­— по сей день это самая распространенная форма.



DUST и FANNING


С тех пор, как целостность листа перестала быть нерушимой ценностью и для производителей, и для потребителей, стали распространяться классификации чая Dust (пыль) и Fannings (высевка, мелкие обломки чайных листьев). Они существовали и ранее, но скорее как отходы производства, самое низкокачественное сырьё. При заваривании они делают настой мутным, а сами по себе не имеют аромата, только придают цвет. Благодаря появлению бумажного пакетика использование пыли и высевки стало возможным ­— бумага фильтрует мелкие частицы и настой остаётся прозрачным. К тому же экстракция происходит мгновенно, не нужно место для разворачивания листа, а стоимость низкая — всё это сделало пыль и высевку самым востребованным сырьём для производства чайных пакетиков.

Вторая половина XX века — бум массового недорогого чая в пакетиках. Цельный лист стали специально резать и ломать до состояния мелкой крошки, потому что потребителя это устраивает. Даже в Великобритании, где, как нам кажется, сохранилась высокая чайная культура и фамильные сервизы стоят целое состояние, 95% (а может, и все 99%) чаепитий проходят с чайным пакетиком. Только его кладут в чайник. Недостаток аромата компенсируют ароматизаторами и вкусовыми добавками. Изредка — натуральными травами, корочками цитрусовых, ягодами.


ПЛОХОЕ И ХОРОШЕЕ: НАШИ ДНИ


Не так давно появился новый продукт в масс-маркете — чайные пакетики категории премиум. Пластиковые чайные пакетики сделаны из мелкоячеистой пищевой нейлоновой сетки —чаще всего беленькие и прозрачные пирамидки. Они напоминают шёлк, сквозь который видно сырьё, а значит, внутри не пыль, а кусочки листа, цветочки и ягоды. И ароматизаторы, конечно. Кроме того, нейлоновые пакетики более прочные и не раскисают в воде.

Однако Американское химическое сообщество обеспокоилось вопросом взаимодействия кипятка и пластика. В опубликованном научном исследовании нейлоновых чайных пакетиков отмечено, что в настой попадают микрочастицы пластика, но пока этот продукт не запрещен.

Из однозначно позитивных изменений выделю следующие:


Растет спрос на качественный чай, появляются чайные компании, фасующие в бумажные пакетики цельнолистовые высокосортные чаи. Можно встретить и белые чаи, и зелёные, и улуны, и пуэры. Уверена, что в этом направлении будут развиваться и крупные чайные корпорации — лидеры массмаркета. 

Появляются удобные аксессуары для заваривания чая: те же бумажные пакеты можно купить отдельно и самостоятельно наполнять чаем на свой вкус или использовать многоразовое сито-попловок. 

В России создали и запатентовали бумажный пакетик с системой отжима (Cupps): крышечка помогает отжать заваренный чай, не касаясь его пальцами и не оставляя луж на столе. В него тоже можно засыпать любой сорт чая и наслаждаться напитком с ярким ароматом и богатым вкусом, не используя сложную посуду для заваривания. 

Главное — у нас есть возможность купить чай с любой чайной плантации мира, на самый взыскательный вкус: и тонкие едва уловимые белые чаи, и улуны с бушующими ароматами цветов, и хлебно-ягодные уютные красные (чёрные), и пуэры с нотами дерева и орехов. И при этом не нужно быть владельцем поместья на 1000 душ: стоимость чашки получится до 20-50 рублей, а внутри — чаи от высшего сорта до specialty. 

Растет спрос на качественные продукты, происходит замедление образа жизни. Органика, ЗОЖ и Slow life — всё это очень созвучно чайной культуре. И чаепитие не обязательно должно превращаться в сложную церемонию или ограничиваться невзрачным чаем
в пакетике — есть много способов легко и вкусно попить чай. Каждый найдет свой.