За утренней чашкой фильтра мы случайно познакомились с нашим гостем. Он оказался режиссером, и мы, конечно, не смогли оставить этот факт без внимания. Артур Ан рассказал нам о хорошем кино, его смысле и российской ментальности.
О СЕБЕ
Меня зовут Артур, мне тридцать лет. С двадцати лет занимаюсь съемками. Какое-то время параллельно изучал фотографию и работал над фото-проектами.
Вообще, я из Казахстана. Когда закончил школу, отправился путешествовать по другим странам: успел пожить в Семипалатинске, Алма-Ате и Ташкенте, а потом обосновался в Москве. Долгое время жил в столице, но два года назад переехал в Питер. До этого я не особо разбирался в кофе, хоть в Москве и ходил по кофейням с друзьями. После переезда, когда никого еще в Питере не знал, приходил пить кофе, а заодно знакомился с бариста. Очень нравилась кофейная атмосфера и общий «вайб», чувствовал себя как дома. Так я закоммуницировался с Антоном Каратаевым из Gotcha!. Предложил снять небольшое видео о кофейне, а он погрузил меня в индустрию, и мне понравилось.
СЕЙЧАС Я НАХОЖУСЬ В ПРАВИЛЬНОМ МЕСТЕ И ЗАНИМАЮСЬ ПРАВИЛЬНЫМИ ВЕЩАМИ
В Питере — душа и простота. Это подкупает. В Питере есть особый дух и люди, общение с которыми наполняет. Поэтому здесь я чувствую себя комфортно, постоянно общаюсь, знакомлюсь. За эти два года я понял, насколько важно закоммуницироваться со всеми в том русле, где ты двигаешься. Эти люди тебе потом очень помогают развиваться, и знаешь, что ты не один. Иначе в голову лезут неправильные мысли: я никому здесь не нужен, меня никто не любит, надо уехать аскетом в пустыню, в горы, в пещеру. Но у меня процесс адаптации в новом городе прошел достаточно мягко — моя девушка очень меня поддерживала. Кстати, наше с ней общение тоже началось с кофе. Я путешествовал, был в Астане на съемках. Увидел в соцсетях ее фото из Coffee 3, спросил, что это за место. Она позвала в Питер, пообещала устроить экскурсию — это была одна из причин приехать сюда.
В то время я много путешествовал по городам с одним проектом, а в Москве вообще не бывал — почему бы не пожить в другом месте? За пару дней решил все вопросы с московской квартирой и работой: все через мессенджеры, забрал вещи и перевез их в Питер. Это было радикально и в то же время легко, мне это было нужно. Был уверен на 100%. Сейчас я нахожусь в правильном месте и занимаюсь правильными вещами. В Москве я как будто занимался не своим делом, и угнетала постоянная нехватка времени.
Но что очень круто в Москве — творческие люди зарабатывают деньги. В Питере эта система не налажена. Здесь творческий порыв взрывается и просто улетает в космос. В Москве этот порыв находит своего клиента, поэтому многие крутые проекты осуществляются, доходят до конца. Еще есть различие в темпе жизни. В столице время — самое дорогое, все хотят сделать быстро и четко. А в Питере все медленно, проект можно делать бесконечно. Это не проблема, но этот факт надо учитывать и закладывать чуть больше времени.
В РОССИИ МНОГО НЕВЕРОЯТНЫХ ЛЮДЕЙ. ОНИ ДЕЛАЮТ КРУТЫЕ ВЕЩИ
Пока я путешествовал только по СНГ. Меня звали в Европу, даже в Штаты снимать для National Geographic. К сожалению, не получилось. С моим другом Илией Воскресенским исколесили всю Россию: он ведет блог о путешествиях, я занимаюсь продакшном. В этой сфере мне тоже интересно развиваться. Путешествия, на самом деле, очень сильно помогают отвлечься от своих забот и рутины. Проект с Илией стоит для меня отдельным островком: когда с головой погружаюсь в работу, наши поездки помогают разгрузиться.
В России и СНГ много интересных и невероятных людей. И они делают крутые вещи: организуют социальные проекты, ведут блоги, развивают бизнес, принося сервис в регионы. И так как я снимаю документальные фильмы, мне хочется рассказывать их истории, снимать о них и про их настоящую жизнь.
Россия сегодня на половину советская, а на другую — современная. Этот безумный микс виден и на природе, и в городах. Если о советской стране мы уже давно все поняли, то о современной нам только предстоит узнать. Россия — страна с богатой историей, которая пережила много плохого и столько же хорошего. Она вдохновляет меня такая, какая есть: со своими дорогами, «хрущевками», памятниками и местными достопримечательностями.
ОНА ВДОХНОВЛЯЕТ МЕНЯ ТАКАЯ, КАКАЯ ЕСТЬ
Вообще, мне нравятся люди, которых я встречаю в поездках, они знакомят меня со страной. Это очень добрые и открытые люди. Но я заметил, что туристов любят не везде. Например, в Алтайском крае жители очень беспокоятся о своей земле и природе. Для них камни и горы — божества и предки. У них своя культура и менталитет, сохранилось язычество. Когда приезжие пишут на камнях «Здесь был Коля», «Самара 2021», представители специального фонда ездят и закрашивают эти надписи — не просто серым, а прям в цвет камня. Для них это важно, это святое.
О РАБОТЕ В РЕКРЕАЦИОННОМ ФОНДЕ "ДИАЛОГ"
Однажды мой друг-дизайнер рассказал, что помогает с ребрендингом рекреационному фонду «Диалог». Он решил сделать для них сайт и помочь с брендбуком. И мне предложил поехать и снять про фонд небольшой документальный фильм. Основатели фонда — семейная пара Эдуард и Елена. Им помогает дочь Алиса и небольшая группа волонтеров. Под их опекой сейчас находится примерно семьдесят детей.
В таких местах находиться нелегко. У многих детей родители погибли, а те, кто живы, постоянно под кайфом. Практически у каждого ребенка папа сидит или сидел в тюрьме. Эти районы как джунгли, там свои законы. Фонд проводит большую работу. Волонтеры следят, чтобы дети посещали школу, и оснащают их всем необходимым. Сейчас Эдуард строит рекреационный центр, где у детей будет возможность отдыхать и восстанавливаться.
В последний день нам показывали центр Оренбурга — до этого видели только трущобы. Я смотрю в окно автомобиля: колония, часовые, большая стена, колючая проволока, а через
дорогу начинается парк со скейт-площадками, куча молодежи, набережная как в Музеоне. Выглядит очень круто, если назад не смотреть. С нами поехали двое детей-подопечных фонда. Такой реакции, как у них, я не видел никогда. Они разглядывали самокаты, на которых катались подростки, бежали за ними и были в таком восторге, как мы, если бы сюда вдруг приземлился Илон Маск. Для них самокат — что-то из другой реальности.
Я вернулся в Питер и до сих пор нахожусь под впечатлением. Если что-то не то происходит, думаю: «Все нормально: я здоров, живу в прекрасном городе, знаю много хороших людей, занимаюсь классным делом. С любыми трудностями справлюсь».
Летом собираемся еще раз поехать в Оренбург с несколькими специалистами: будем обучать подростков дизайну, фотографии и видео-съемке.
РЕЖИССЕР — ДИРИЖЕР ПРОИЗВОДСТВА
Помню, в детстве, когда родители брали видеомагнитофон в аренду, я мог смотреть фильмы всю ночь и совсем не спать. А на утро спокойно шел в школу, чтобы после уроков снова ворваться в волшебный мир моих героев. Как после такого не любить кино? По телевизору я смотрел то, что показывали на выходных, с казахской или узбекской озвучкой. Не понимал ни слова, но так как фильмы переводили не с английского, а с русского, можно было немного слышать русскую речь. Так я посмотрел все индийские фильмы: драки и баталии казались мне очень крутыми.
Если мы говорим о сценаристе и режиссере в одном лице, то его деятельности все держится на художественной составляющей. Сценарист — это рассказчик истории, а режиссер — дирижер производства. Для режиссера важно все: от движения камеры и правильно подобранных актеров до музыки в титрах.
У НАС ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ КИНО
У нас очень серьезное кино. У нас оно — тоска. Зритель не любит русское кино, потому что и так видит эти картины каждый день: в автобусе, в метро, на улице, на работе. Наш зритель не хочет после тяжелого дня погружаться в героев Юрия Быкова или Андрея Звягинцева, он хочет расслабиться и посмотреть какой-нибудь голливудский ситком. Но на международных кинофестивалях российские авторские картины всегда в почете.
Я очень люблю российское кино. Вдохновляюсь фильмами Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Элема Климова. Хотел поступать к Сокурову, но не получилось — он набрал группу буквально за месяц до этого. Я смотрю советское кино периодически. Точнее, с периодичностью «постоянно». Знаю хорошие авторские фильмы, которые снимались в России.
В каждой стране кино разное, со своей спецификой и менталитетом. Если ты поедешь учиться в Германию, тебя научат снимать немецкое кино, во Франции — французское, в Корее — корейское, а в России — русское. В Голливуде будут учить массовому кино, которое смотрят во всем мире. Но за пределами Лос-Анджелеса в США тоже много серьезных вещей.
НЕ БЫВАЕТ ПЛОХИХ ФИЛЬМОВ
Любое кино рассчитано на своего зрителя. Есть, конечно, сложные картины, вроде того, что снимает Лав Диас, Панос Косматос или Гаспар Ноэ: включаешь, и на тебя льется философия, которую нужно пережить и через какое-то время переосмыслить. Или фильм китайского режиссера Ху Бо «Слон, который сидит спокойно» — почти четырехчасовое кино, в котором все сложно. Оно создано настолько для «своего» зрителя, его нельзя просто взять и посмотреть вечером с друзьями. Плохих фильмов не бывает, бывает просто не твое кино.
Так же, как детям важно слушать сказки, взрослым важно смотреть хорошее кино. Кино — это рассказ, а все мы любим истории. Оно играет с нашим воображением и дает возможность испытать спектр эмоций. А главное — это дает нам надежду.
ИСКУССТВО СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ. И ЕГО ЦЕЛЬ – МЕНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА В ХОРОШУЮ СТОРОНУ.
Искусство служит человеку. И его цель — менять человека в хорошую сторону. Некоторые авторы говорят, что плевать на весь мир, они занимаются этим для себя. Но, на самом деле, каждому важно получить обратную связь. Если посмотреть фильмы про художников прошлого, почитать про них, станет понятно, что все хотели получить «фидбек». Некоторым это удавалось, кому-то — нет. Одни достигали триумфа, а другие умирали в бедности. Но славы хотели все. В этом их драматургия.
Есть мнение, что творцы не могут быть счастливы постоянно, потому что только в страданиях и боли рождается искусство. Мне кажется, что в страданиях и боли рождаются только страдания и боль. Дэвид Линч в своей книге «Поймать большую рыбу» говорит, что человеку не нужно страдать, чтобы созидать. Он считает, что можно жить в полной гармонии с самим собой, быть счастливым и при этом создавать шедевры. Возьмем того же Рика Рубина, самого умиротворенного, — он точно изменил ход истории в современной музыке. Дело вовсе не в страданиях.
КИНО БЫЛО СОЗДАНО, ЧТОБЫ ЕГО СМОТРЕЛИ. ПУСТЬ ДЛЯ ЭТОГО И СЛУЖИТ.
ПОДБОРКА ФИЛЬМОВ С КОФЕЙНЫМ НАСТРОЕНИЕМ ОТ АРТУРА
Бред Коупленд «Кофейный городок»,
Жан-Люк Годар «Две или три вещи, которые я знаю о ней»,
Вим Вендерс «Париж Техас»,
Мартин Скорсезе «После работы»
и «Алиса здесь больше не живет»,
Вуди Ален «Энни Холл» и «Манхэттен»,
Мартин Брест «Знакомьтесь, Джо Блэк»,
Джим Джармуш «Кофе и сигареты» и «Мертвые не умирают»,
Роб Райнер «Пока не сыграл в ящик»,
Дэвид Линч «Твин Пикс»